Пресли Элвис Аарон (8 января 1935, Тупело, Миссисипи — 16 августа 1977, Мемфис) — американский певец, киноактер, автор песен.
Соединив бунтарский дух молодой Америки первого послевоенного поколения и традиционный южный патриотизм, он оказался идеальным кумиром сначала для Америки, а затем и всего мира, а его уникальный сплав «черной» и «белой» музыки Юга США — блюза, госпел, соул, кантри и хиллбилли, а также талант исполнителя и личное обаяние позволили Элвису стать наиболее популярным и успешным исполнителем в истории рок-н-ролла.
Он вырос в глубоко религиозной семье и еще ребенком начал петь церковные гимны. В 1943 Элвис победил в конкурсе юных талантов на ярмарке штатов Алабама и Миссисипи, спев Old Shep, а в 1946 получил в подарок от отца первую гитару. Осенью 1948 его родители, Вернон и Глэдис Пресли, переехали в Мемфис (Теннесси), где в 1953 будущий певец без особых достижений закончил школу, после чего работал билетером в кинотеатре, а затем водителем грузовика.
В июле того же года Элвис впервые зашел в принадлежавшую Сэму Филлипсу студию Sun, чтобы записать в подарок на день рождения матери ее любимые песни My Happiness и That's When Your Heartaches Begin. Сотрудница студии Мэрион Кискер обратила внимание на его голос и сделала для себя копию записи, которую позднее показала Филлипсу. Все попытки найти для молодого певца подходящий репертуар не имели успеха до тех пор, пока он сам не записал слегка ускоренную версию ритм-энд-блюза Артура Крадапа That's All Right, Mama, в которой ему аккомпанировали гитарист Скотти Мур (Scotty Moore) и басист Билл Блэк (Bill Black) из кантри-группы THE STARLIGHT WRANGLERS. 10 июля песня впервые прозвучала на местной радиостанции WHBQ. Два дня спустя Элвис подписал контракт с Sun, через неделю That's All Right, Mama вышла на сингле, а на следующий день Пресли, Мур и Блэк дали первый публичный концерт.
Первым менеджером Пресли стал Боб Нил, который организовал ему серию выступлений в сборных концертах исполнителей кантри, где Элвис впервые продемонстрировал свою манеру двигаться и танцевать у микрофона, чем вызвал небывалый восторг публики и осуждение со стороны мэтров жанра (влиятельный импресарио Джим Денни даже порекомендовал певцу вернуться за баранку). С осени 1954 до весны 1955 Пресли со все возрастающим шумом продолжал выступать с концертами в южных штатах, на одном из которых его услышал менеджер Хэнка Сноу «Полковник» Том Паркер.
5 марта 1955 Элвис впервые появился в телеверсии самой популярной кантри-радиопрограммы The Louisiana Hayride, а в июле достиг 10-го места в разделе кантри чартов журнала Billboard с песней Baby Let's Play House, которая стала одной из первых образцов музыки рокабилли. После пяти умеренно популярных синглов для Sun, Филлипс объявил, что готов продать контракт Пресли, и в ноябре 1955, при активном посредничестве Паркера, ставшего менеджером Пресли, подписал беспрецедентный по тем временам контракт с RCA: Филлипс получил за свои как опубликованные, так и неопубликованные записи Пресли 35 тысяч долларов, а сам Элвис — еще 5 тысяч.
При широких рекламных возможностях крупной компании популярность Пресли начала расти. Элвис принес на сцену образ красивой, чувственной и опасной молодости.
27 января 1956 вышел первый сингл Пресли на RCA с песней Мэй Борен Экстон Heartbreak Hotel, в записи которого участвовали гитарист Чет Эткинс (Chet Atkins), пианист Флойд Крамер (Floyd Cramer) и барабанщик Доминик «Ди-Джей» Фонтана (Diminic D. J. Fontana). К этому моменту был приурочен и его дебют на общенациональном телевидении. Три месяца спустя песня Heartbreak Hotel возглавила Топ10, продержалась на вершине списков восемь недель и стала первым миллионным тиражом Элвиса.
За 1956 Элвис получил шесть «золотых дисков», а песни I Want You, I Need You, I Love You, рок-н-роллы Don't Be Cruel и Hound Dog и баллада Love Me Tender поднимались на вершину поп-чартов; его первый альбом десять недель удерживал лидерство в альбомном списке, а в октябре состоялась его первая кинопремьера — в вестерне Хэла Уоллиса из времен Гражданской войны Love Me Tender.
В декабре 1956 Элвис посетил студию Sun, где записал серию госпел и поп-хитов вместе с Карлом Перкинсом, Джерри Ли Льюисом и Джонни Кэшем (вышли в 1990 под названием Million Dollar Quartet Session).
Следующий год был довольно успешным. Вершину списков в 1957 занимали последовательно Too Much, All Shook Up, (Let Me Be Your) Teddy Bear и Jailhouse Rock — последняя впервые свела Пресли с авторским дуэтом Джерри Лейбера и Майка Столлера. Он уверенно дебютировал в популярном американском телешоу Эда Салливена; через Топ40 прошло еще шесть альбомов и макси-синглов Пресли; в Голливуде был снят его второй фильм Jailhouse Rock. В марте Элвис купил Грэйслэнд, большое поместье близ Мемфиса, которое стало его домом на всю оставшуюся жизнь. В конце того же года он получил повестку из Министерства обороны, но по просьбе киностудии Paramount ему была предоставлена трехмесячная отсрочка (для съемок очередной киноленты King Creole).
А 24 марта 1958 «король рок-н-ролла» прибыл на призывной пункт в Мемфисе и, став рядовым, отправился на военную базу Форт Худ в Техасе. Позже он был переведен на американскую базу Фрайбург в Западной Германии, где водил джип командира взвода. Хотя за время службы Элвис всего один раз побывал в студии, его хиты продолжали выходить: в 1958 Don't и Hard Headed Woman достигли вершины хит-парадов, Wear My Ring Around Your Neck была 2-й, One Night 4-й, а I Got Stung 8-й.
За два года армейской службы в жизни Элвиса произошло два важных события: в августе 1958 от сердечного приступа умерла его мать, а в сентябре 1959 в ФРГ он познакомился с четырнадцатилетней Присциллой Боле (Priscilla Beaulieu), которая девять лет спустя стала его женой. В январе 1960 Элвис был произведен в сержанты, а 5 марта снова стал гражданским лицом.
Через две недели после демобилизации певец уже работал в студии, записав шесть песен, ставших его классикой. В апреле 1960 первую строку чартов на месяц заняла Stuck On You, а в августе тот же результат показала It's Now Or Never, свободное переложение известной итальянской баллады O Sole Mio, в модной латинизированной аранжировке.
12 мая национальное телевидение показало телешоу Фрэнка Синатры, снятое в Майами-бич. Пресли участвовал в нем как один из гостей. Америка увидела повзрослевшего Элвиса: исчезли легкомысленные бачки, рубашки апаш и сомнительные телодвижения; появились строгие пиджаки с галстуком, манеры добропорядочного гражданина и «стерильный» репертуар, однако, тон рецензий был обескураживающе-холодным: для эстрадного полусвета Элвис по-прежнему оставался чужаком. В результате он распростился с телевидением на следующие восемь лет.
Решив отказаться как от услуг телевидения, так и от живых выступлений, «Полковник» Паркер нацелил Элвиса на вкусы среднего класса и кинорынок. На протяжении следующего десятилетия Пресли снялся почти в трех десятках фильмов, за редким исключением пустых, напыщенно-скучных, сделанных под очередной набор песен. Большинство из них сопровождали откровенно слабые, коммерчески беспроигрышные саундтрек-альбомы, девять из которых стали «золотыми». Если в 50-х и начале 60-х годов репертуар Элвиса опирался, преимущественно, на каверы черных рокеров и блюзменов (Good Rockin' Tonight Роя Брауна, I Got A Woman Рея Чарлза, Tutti Frutti Литтл Ричарда, Money Honey THE DRIFTERS, I Feel So Bad Чака Уиллиса, One Night Смайли Льюиса и т. п.) или своих белых современников (типа Blue Suede Shoes Карла Перкинса), то позднее его обеспечивало песнями организованное Паркером музыкальное агентство во главе с Фредди Биенстоком и целая армия профессиональных авторов, наиболее яркими среди которых были уже упомянутые Джерри Лейбер и Майк Столлер, Отис Блэкуэлл, Аарон Шредер и еще один авторский дуэт, Док Помус и Морт Шуман.
Хотя имя Элвиса по-прежнему не исчезало из списков популярности, в этот период он брал не столько качеством материала, сколько его количеством: ежегодно на рынке появлялось 2-4 новых альбома и множество синглов. Наиболее интересными его работами в этот период стали баллада Are You Lonesome Tonight (№ 1 осенью 1960), впервые записанная Олом Джолсоном еще в 1926; Surrender, переработка еще одной итальянской баллады Torne A Sorrento; Can't Help Falling In Love With You (№ 2 в 1962), в которой его характерный вокальный стиль нашел едва ли не свое лучшее воплощение; Good Luck Charm (№ 1 в 1962) стала последним крупным хитом Пресли добитловского периода.
Появление ливерпульской четверки потеснило позиции Пресли, хотя сами битлы всегда признавали его значение и влияние («Без Элвиса не было бы THE BEATLES», — заметил как-то Джон Леннон), а на ранних этапах своей карьеры исполняли множество песен из его репертуара. Сам Пресли принял THE BEATLES довольно тепло: по прибытии группы в США они с Паркером послали ей приветственную телеграмму, а в августе 1965, во время своего второго американского турне, THE BEATLES посетили Грэйслэнд и около часа вместе «джемовали» (запись этого уникального джема или не велась, или не сохранилась).
Элвис, который оказал колоссальное влияние на миллионы молодых британцев, ни разу не выступал в Великобритании, редко покидал пределы Соединенных Штатов: в 1957 он дал три концерта в Канаде, а в 1959, находясь в армии, устроил концерт в Париже. С конца 50-х годов он вообще прекратил выступать живьем.
Оригинальное трио Элвиса распалось еще с его уходом в армию. Билл Блэк организовал собственное инструментальное комбо и сделал семнадцать хитов в первой половине 60-х годов (21 октября 1965 умер от опухоли мозга). Мур и Фонтана записывались с Пресли до начала 60-х годов, однако с окончанием туров и они ушли в сессионную работу. В середине 60-х годов с Пресли играли, главным образом, искушенные сессионеры из Нэшвилла и Лос-Анджелеса. Часто с ним записывался и легендарный госпел-кантри-квартет THE JORDANAIRIES.
В 1967 альбом How Great Thou Art, включавший христианские гимны и песни духовного содержания, принес Пресли первую премию Grammy за «лучшую религиозную запись года».
Затяжной роман Элвиса и Присциллы завершился свадьбой, которая состоялась 1 мая 1967 в Аладдин-отеле в Лас-Вегасе в присутствии ста гостей. 1 февраля 1968 Присцилла родила девочку, которую назвали Лайзой-Марией. В феврале 1972 они официально расстались, а в октябре 1973, после бурного судебного процесса, развелись.
В 1968 «Полковник» решил вернуть Элвиса на экраны телевидения и сцену. 28-29 июня, на студии телекомпании NBC-TV в Бербэнке, Элвис, гитаристы Скотти Мур и Чарли Ходж и барабанщик Ди-Джей Фонтана сыграли «живьем» два концерта, заснятых на пленку. Позднее из этого материала была смонтирована часовая программа, которая вышла на телеэкраны в декабре и продемонстрировала грубый, сырой и агрессивный рок-н-ролл, подтвердив, что Пресли по-прежнему остается его «королем».
Летом Элвис собрал новую бэк-группу, в состав которой вошли: бывший гитарист Рика Нелсона Джеймс Бертон (James Burton), гитаристы Джон Уилкинсон (John Wilkinson) и Чарли Ходж (Charlie Hodge), басист Джерри Шефф (Jerry Scheff), клавишник Ларри Махоберак (Larry Muhoberac, — его вскоре сменил Глен Д. Хардин (Glen D. Hardin) из THE CRICKETS) и барабанщик Ронни Татт (Ronnie Tutt). Они дебютировали 26 июля 1969 в отеле International в Лас-Вегасе. Приглашенный на четыре недели, Элвис выступал в International пятьдесят семь дней.
На протяжении 70-х годов он еще несколько раз проводил сезоны в Лас-Вегасе, а также выступал в хьюстонском зале Astrodome (1970), нью-йоркском Madison Square Garden (1972). Осенью 1970 он совершил первое с конца 50-х годов короткое турне по США. 14 января 1973 состоялась прямая трансляция (через спутники) выступления Пресли в Гонолулу. Эту программу увидели полтора миллиарда телезрителей! В январе 1971 певцу была вручена премия Jaycee — как одному из «десяти выдающихся людей года»; осенью Национальная академия звукозаписи присудила ему шестой приз Бинга Кросби «за творческий вклад в развитие фонографического искусства»; в марте 1972 Элвис получил вторую Grammy, а в марте 1975 — третью: снова за религиозные баллады He Touches Me и How Great Thou Art.
Несмотря на то, что популярность Пресли оставалась огромной, большинство его записей конца 60-х и середины 70-х годов едва ли сравнимо с работами 50-х; внимания среди них заслуживают Suspicious Minds Марка Джеймса и Burning Love (№ 2 и № 7), ритм-энд-блюзовый номер Денниса Линда, ранее записанный Артуром Алекзандером.
В этот период вышло два документальных фильма: Elvis: That's The Way It Is (1970) был снят во время его третьего сезона в Лас-Вегасе, а Elvis On Tour (1973) запечатлел американское турне Пресли в 1972 и был отмечен «Золотым глобусом» как «лучший документальный фильм года» (авторы фильма, Пьер Адидж и Роберт Абель, известны также по ленте Mad Dogs And Englishmen с Джо Кокером).
Aloha From Hawaii Via Satellite (1973), альбом с записью гавайского телеконцерта Пресли, попал на 1-ю строку списков (несколько альбомов второй половины 70-х годов, включая Moody Blues и Elvis In Concert, были отмечены «платиной»).
Развод с Присциллой стал для Пресли серьезной психологической травмой. Его здоровье, до тех пор не вызывавшее тревоги (в 1974 он получил «черный пояс» 8-й степени по карате), начало сдавать, певец начал прибегать к помощи стимуляторов и антидепрессантов. В январе 1975 он впервые попал в больницу с расстройством желудка; однако прописанные ему гормональные препараты вызвали резкое увеличение веса и оставшиеся годы Пресли провел в борьбе с ожирением.
В апреле 1977, после концерта в Сагиноу (Мичиган), Элвис в последний раз работал в студии; 26 июня он дал свой последний концерт на Market Square Arena в Индианаполисе, а 16 августя его подруга Джинджер Олден нашла его на полу ванной в бессознательном состоянии. Элвис был доставлен в мемфисскую Евангелическую больницу, а в 3.30 врачи констатировали смерть сорокадвухлетнего певца от сердечного приступа.
Смерть «короля рок-н-ролла» стала темой заголовков едва ли не всей мировой прессы. Двадцать пять тысяч поклонников на следующий же день прибыли в Грэйслэнд, чтобы проститься со своим кумиром; в тот же день память певца почтил в своем обращении президент Джимми Картер. 18 августа Элвис Аарон Пресли был похоронен рядом со своей матерью на мемфисском кладбище Форест Хилл. В церемонии участвовало 150 человек; еще 75.000 стояли за воротами кладбища (в октябре, после попыток похитить останки певца, он и его мать были перезахоронены на территории Грэйслэнда).
Смерть Пресли стимулировала всплеск интереса к его музыке; вышло множество альбомов — как с известным материалом, так и не издававшиеся ранее работы, студийные версии и записи концертов. Биографии Элвиса посвящены книги: Elvis: What Happened? (1977), Elvis (1982) Элберта Гроссмана, Last Train To Memphis Питера Гуральника, или книги Elvis (1971) Джерри Хопкинса.
В 1990 вышел альбом-посвящение The Last Temptation Of Elvis, в котором его песни пели Брюс Спрингстин, HALL & OATES и THE JESUS & MARY CHAIN. В 1993 почтовое ведомство США выпустило почтовую марку с портретом Пресли. В 1993—96 фирма RCA предприняла скрупулезно подготовленное переиздание ремастированных записей Пресли, включавшее пятидисковые альбомы The King Of Rock'n'Roll, The Complete 50s Masters (1993), From Nashville To Memphis, The Essential 60s Masters Volume 1 (1994) и Elvis 56 (1996).
Источник: Peeps.Ru
|
Рубрикатор:
|